Russian     
International Society of Philosophy and Cosmology Литература
Book shop
Scientific library
Art library
ISPC publications
МФКО
About the project
Photo reports
Subscribe
Feedback

 

Конференции

Philosophy of Education
Call For Papers / Articles

Space art
Call For Papers / Articles

Evolution of the world (Structure of the Universe)
Call For Papers / Articles

Space Travel
Call For Papers / Articles


User login:

E-mail

Password


Registration
Forgot password?

Dzhahaya Leonid Grigorevich

←  All participants

Dzhahaya Leonid Grigorievich - academician of Academy of philosophical sciences of Georgia

Dzhahaya Leonid Grigorievich was born on 13 september, 1932 in Sukhum city, Georgia.

In 1951 he finished Sukhumi 2nd man's secondary school of a name of A.S. Pushkin with a gold medal.

In 1956 he graduated from philological faculty of the Sukhumistate pedagogical institute of a name of A.M.Gorky with gold medal.

In 1956-1958 – the teacher of the Sukhumi Georgian-Russian State Pedagogical College.

In 1963 at Tbilisi state university he defended the dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of philosophical sciences on the subject "About the Nature of Human Knowledge" in which first developed in details the category "knowledge" as the central gnoseological category in its relation to truth and practice: "The knowledge checked in practice, is truth", respectively the knowledge which hasn't been confirmed in practice, there is a delusion (till 1963 in one philosophical directory, the dictionary or the encyclopedia of those years the category "knowledge" wasn't mentioned at all). In both cases – truth and delusions – previously there has to be some more or less accurately formulated knowledge in its such forms, as sensual, evident, art or abstract knowledge then this knowledge is estimated as true (truth) or false (delusion). Related to this, the classification of types and the forms of human knowledge located in their natural dialectic order from a sensual form of knowledge (feelings, perceptions, representations) to an evident form of knowledge (models, cards, drawings), further to an art form of knowledge (a sculpture, painting, music, literature) and, at last, to an abstract form of knowledge (schemes, symbols, speech statements). Thus the element of direct sensuality gradually decreases, but with the same gradualness, through intermediate evident and art forms of knowledge, the abstractness element is increases, so as a result the speech statement acts as a pure form of human thought (it is in detail stated in the book "Science and Art", Tbilisi, 1977).

In the years 1965-1973 - associate professor of department of Philosophy of the Sukhumi Pedagogical Institute named after M. Gorky.

In 1970 at the Moscow state university of a name of M.V.Lomonosov defended the dissertation on competition of a scientific degree of the Doctor of Philosophy on the subject "Classification of Sciences as Philosophical and Scientific Problem" where was introduced a new classification of the sciences, known as the "Classification of Sciences L. G.Dzhahaya". Classification of the sciences is defined as an abstract theoretical model, designed to adequately reflect the real relationship between science at a particular stage of development of human society and as long as there is a science in its modern sense. All sciences are subdivided on theoretical (fundamental) and applied. In the main classification of theoretical sciences follow: sciences about the nature (physics, chemistry, mechanics, astronomy, geology, geography, biology, anthropology), sciences about society (history, political economy, jurisprudence, ethics, art criticism, linguistics) and sciences about knowledge (psychology, logic, mathematics) – along with their differentiated units. On "joint" of various theoretical sciences there are intermediate sciences (physical chemistry, psycholinguistics, mathematical logic, etc.), the crossed sciences (astrophysics, biochemistry, biomechanics, economic geography, etc.) and complex sciences (A selenologiya, oceanology, cybernetics, science of science, etc.). Additional, "shadow" to the primary classification of theoretical science is the classification of applied sciences (electronics, electroplating, genetic engineering, agronomy, animal science, archives business, computer science, etc.). The book "Classification of Sciences as Philosophical and Scientific Problem" published in Sukhumi in 1969, caused numerous responses in the USSR and abroad. Strangely enough, for last more than 40 years there was no a little considerable classification of sciences which would consider emergence of new sciences and changes in relationship of modern sciences.

  • In 1973-1975 years - professor of chair of philosophy Sukhumi pedagogical institute named after M. Gorky.
  • In 1976-1980 – professor of chair of philosophy of the Georgian institute of subtropical economy (in Sukhumi).
  • In 1977-1978 – scientific and pedagogical activity at the Sofia university "Kliment Okhridski" (Bulgaria).
  • In 1980-1993 – the head of the department of philosophy of the Georgian institute of subtropical agriculture(in Sukhumi).
  • In 1983-1986 – scientific and pedagogical activity at Komensky University in Bratislava (Czechoslovakia).

During stay in Czechoslovakia started developing actively a vacuum problem, as subquantum level of a matter, as specific optical environment with an indicator of refraction of light, changing from the Metagalaxy center to its periphery (cosmological optical heterogeneity of metagalactic vacuum). The new cosmological concept of the birth and evolution of metagalactic substance in scales of an observed Metagalaxy (R=1028centimeters) is offered. In strong gravitational fields rotating "cosmological black holes", in their ergosfer there is a birth of material particles and primary plasma (70% of hydrogen and 30% of helium). Protogalaxies make drift from the Metagalaxy center – to its periphery (" recession of galaxies", "Universe expansion") and the standard scenario of emergence of stars and planetary systems is developed. In R radius from the center of the Metagalaxy "the life belt" where there is now our Galaxy – the Milky Way - settles down. As the beginning of these researches are served publications in Czechoslovakia in the Slovak language: "Space vacuum as real physical space" (the Filozofia magazine, Bratislava, 1985, No. 5) and "The basic cosmological principle and its modern interpretation" (the Filozofia magazine, Bratislava, 1986, No. 2) and in Ukraine ("Historical destinies of the theory of air in the light of the modern theory of vacuum". In the collection "Sketches of History of Natural Sciences and Equipment", Kiev, 1988, release 37). In 1990 in Sukhumi there was the first edition of the book "Vacuum", a final version in the book "Vacuum. The vacuum theory of substance and field", the second edition, processed and added, Tbilisi, 2008). The role of the International philosophical and cosmological society (IFCS, Kiev) in distribution of ideas of this cosmological concept in "Sententiae" magazines and "Philosophy and cosmology" is great.

In 1994-2006 – the dean of faculty and the head of the department of philosophy and sociology in the Sukhumi branch of Tbilisi state university of a name of I.Dzhavakhishvili (in Tbilisi).

In the book "Philosophical Outlook" (Tbilisi, 2003) proved idea that in the history of philosophy there are three main historical types of philosophizing: 1) scientific (stsiyentistsky) philosophy – outlook, 2) anthropological (existential) philosophy – attitude) and 3) religious (theological) philosophy – the world discernment which develop in parallel in each historical era, satisfying various world outlook requirements and aspirations of people; he developed own option of system of categories of scientific philosophy; in details he developed the new philosophical category "inevitability" – in the general system of categories of a determinism.

  • In 1996-2011 – the vice-president of Academy of pedagogical sciences of Georgia.
  • Since 1996 to the present – the academician of Academy of philosophical sciences of Georgia.
  • Since 2004 to the present – the member of the International philosophical and cosmological society (Kiev, Ukraine).

Throughout the scientific and pedagogical activity he held responsible positions in system of the higher education, paid much attention of the pedagogical theory and practice: participated in creation of five textbooks and educational-methodical grants on philosophy for students in the Georgian, Russian, Bulgarian languages, published three lecture courses on philosophy and sociology in the Russian and Georgian languages, and also published three books for youth: "What is new and old. Conversation for youth" (Sukhumi, 1976), "Studying youth during a scientific and technological revolution era" (Sukhumi, 1989), "Modern problems of the higher education" (Tbilisi, 2011).

In fiction – published the futurological novel "Georgian Rhapsody" (Tbilisi, 2012) and four poetic collections ("Space elegies", Tbilisi, 1994, "Results", Tbilisi, 1998, "Postscript", Tbilisi, 2000, "Verses of different years", 2004, Tbilisi, 2004).

Scientific publications

 

Articles

More than 100 journal articles and as much newspaper – in the Georgian, Russian, English, French, Bulgarian, Czech, Slovak, Azerbaijani, Abkhazian languages. Especially it should be noted the article "To a Question of Dialectic Logic" (the Philosophical Sciences magazine, Moscow, 1990, by No. 12) which caused the heated debate on the Internet, it was repeatedly quoted and still keeps the value.

Awards

  • Gold medal – upon termination of the Sukhumi 2nd man's secondary school of a name of A.S. Pushkin (1951).
  • Certificate of honor of Presidium of the Supreme Council of the Abkhazian ASSR (Sukhumi, 1967).
  • Medal "For Valiant Labor" (Sukhumi, 1970).
  • The certificate of honor of the Ministry of the higher and secondary vocational education of the USSR "For merits in promotion of achievements of the Soviet higher school abroad" (Moscow, 1977).
  • Jan Amos Komenskii medal "For the outstanding help in pedagogical process and by preparation of graduate students" (University Komensky, Slovakia, 1985).
  • Medal of the Government of Slovakia "For merits in education development" (1985).
  • Order of the Union of Czechoslovak-Soviet Friendship (Czechoslovakia, 1986).
  • The decree of Presidium of the Supreme Council of the Abkhazian ASSR appropriated a rank "The honored worker of culture" (Sukhumi, 1987).
  • Medal "Veteran of Labor" (Sukhumi, 1992).
  • The decree of the President of Georgia of March 13, 2002 he was awarded by the Honour Medal.

L.G.Dzhakhy in "The international directory on philosophy "

 


Conference

    Shop

    ISPC

    Information

Philosophy of education

Space travel

Evolution of the World

Space art
    Buy the book

Authors

Payment and Delivery
    About the project

ISPC publications

Photo reports

Subscribe

Feedback
    News

Scientific library

Art library


Copyright © 2003-2017 International Society of Philosophy and Cosmology

English     
Международное философско-космологическое общество Литература
Купить книги
Научная библиотека
Художественная библиотека
Издания МФКО
МФКО
О проекте
Фотоотчеты
Рассылка
Обратная связь

 

Конференции

Философия образования
Программа / Cтатьи

Творчество о космосе
Программа / Cтатьи

Эволюция Мира
Программа / Cтатьи

Космические путешествия
Программа / Cтатьи


Вход для пользователей:

E-mail

Пароль


Регистрация
Забыли пароль?

Джахая Леонид Григорьевич

←  К списку участников

Джахая Леонид Григорьевич академик  Академии философских наук Грузии

Джахая Леонид Григорьевич родился 13 сентября 1932 года в городе Сухуми (Грузия).

В 1951 году окончил Сухумскую 2-ую мужскую среднюю школу имени А.С.Пушкина с золотой медалью.
В 1956 году окончил филологический факультет Сухумского государственного педагогического института имени А.М.Горького с отличием.
В 1956-1958 годах – преподаватель Сухумского грузино-русского государственного педагогического училища.
В 1961-1965 годах – преподаватель кафедры философии Сухумского государственного педагогического института имени А.М.Горького.

В 1963 году в Тбилисском государственном университете защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук на тему «О природе человеческого знания», в которой впервые детально разработана категория «знание», как центральная гносеологическая категория в её отношении к истине и практике: «Знание, проверенное на практике, есть истина», соответственно знание, не подтверждённое на практике, есть заблуждение (до 1963 года ни в одном философском справочнике, словаре или энциклопедии тех лет категория «знание» вообще не упоминалась). В обоих случаях – истины и заблуждения – предварительно должно существовать некоторое более или менее чётко сформулированное знание в таких его формах, как чувственное, наглядное, художественное или абстрактное знание, после чего это знание оценивается как истинное (истина) или ложное (заблуждение). С этим связана классификация видов и форм человеческого знания, располагаемых в их закономерном диалектическом порядке от чувственной формы знания (ощущения, восприятия, представления) к наглядной форме знания (макеты, карты, рисунки), далее к художественной форме знания (скульптура, живопись, музыка, литература) и, наконец, к абстрактной форме знания (схемы, символы, речевые высказывания). При этом элемент непосредственной чувственности постепенно убывает, зато с той же постепенностью, через посредство промежуточных наглядных и художественных форм знания, возрастает элемент абстрактности, так что в итоге речевое высказывание выступает как чистая форма человеческой мысли (подробно изложено в книге «Наука и искусство», Тбилиси, 1977).

В 1965-1973 годах – доцент кафедры философии Сухумского государственного педагогического института имени А.М.Горького.

В 1970 году в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук на тему «Классификация наук как философская и науковедческая проблема», где была представлена новая классификация всех наук, известная под названием «Классификация наук Л.Г.Джахая». Классификация наук определяется как абстрактно-теоретическая модель, призванная адекватно отразить реальные взаимоотношения наук на том или ином этапе развития человеческого общества с тех пор, как существует наука в современном её понимании. Все науки подразделяются на теоретические (фундаментальные) и прикладные. В основной классификации теоретических наук следуют: науки о природе (физика, химия, механика, астрономия, геология, география, биология, антропология), науки об обществе (история, политэкономия, правоведение, этика, искусствоведение, языкознание) и науки о познании (психология, логика, математика) – вместе с их дифференцированными подразделениями. На «стыке» различных теоретических наук возникают промежуточные науки (физическая химия, психолингвистика, математическая логика и др.), скрещенные науки (астрофизика, биохимия, биомеханика, экономическая география и др.) и комплексные науки (селенология, океанология, кибернетика, науковедение и др.). Дополнительной, «теневой» по отношению к основной классификации теоретических наук выступает классификация прикладных наук (радиоэлектроника, гальванопластика, генная инженерия, агрономия, зоотехния, архивное дело, информатика и др.). Книга «Классификация наук как философская и науковедческая проблема», изданная в Сухуми в 1969 году, вызвала многочисленные отклики в СССР и за рубежом. Как ни странно, за прошедшие 40 с лишним лет не появилось ни одной сколько-нибудь значительной классификации наук, которая учла бы появление новых наук и изменения во взаимоотношениях современных наук.

  • В 1973-1975 годах – профессор кафедры философии Сухумского государственного педагогического института имени А.М.Горького.
  • В 1976-1980 годах – профессор кафедры философии Грузинского института субтропического хозяйства (в Сухуми).
  • В 1977-1978 годах – научно-педагогическая деятельность в Софийском университете «Климент Охридски» (Болгария).
  • В 1980-1993 годах – заведующий кафедрой философии Грузинского института субтропического хозяйства (в Сухуми).
  • В 1983-1986 годах – научно-педагогическая деятельность в Университете Коменского в Братиславе (Чехословакия).

Во время пребывания в Чехословакии начал активно разрабатывать проблему вакуума, как субквантового уровня материи, как специфической оптической среды с показателем преломления света, меняющимся от центра Метагалактики к её периферии (космологическая оптическая неоднородность метагалактического вакуума). Предложена новая космологическая концепция рождения и эволюции метагалактического вещества в масштабах наблюдаемой Метагалактики (R=1028см). В сильных гравитационных полях вращающихся «космологических чёрных дыр», в их эргосфере происходит рождение вещественных частиц и первичной плазмы (70 % водорода и 30 % гелия). Протогалактики совершают дрейф из центра Метагалактики – к её периферии («разбегание галактик», «расширение Вселенной») и развёртывается стандартный сценарий возникновения звёзд и планетных систем. В радиусе R от центра Метагалактики располагается «пояс жизни», где находится теперь наша Галактика – Млечный путь. Началом этих исследований послужили публикации в Чехословакии на словацком языке: «Космический вакуум как реальное физическое пространство» (журнал «Filozofia», Братислава, 1985, № 5) и «Основной космологический принцип и его современная интерпретация» (журнал «Filozofia», Братислава, 1986, № 2) и на Украине («Исторические судьбы теории эфира в свете современной теории вакуума». В сборнике «Очерки истории естествознания и техники», Киев, 1988, выпуск 37). В 1990 году в Сухуми вышло первое издание книги «Вакуум», окончательный вариант в книге «Вакуум. Вакуумная теория вещества и поля», издание второе, переработанное и дополненное, Тбилиси, 2008). Велика роль Международного философско-космологического общества (МФКО, Киев) в распространении идей этой космологической концепции в журналах «Sententiae» и «Философия и космология».

В 1994-2006 годах – декан факультета и заведующий кафедрой философии и социологии в Сухумском филиале Тбилисского государственного университета имени И.Джавахишвили (в Тбилиси).

В книге «Философское миропонимание» (Тбилиси, 2003) обосновал идею о том, что в истории философии существуют три основных исторических типа философствования: 1) научная (сциентистская) философия – миропонимание, 2) антропологическая (экзистенциальная) философия – мироощущение) и 3) религиозная (теологическая) философия – миропостижение, которые развиваются параллельно в каждую историческую эпоху, удовлетворяя различные мировоззренческие потребности и устремления людей; разработал собственный вариант системы категорий научной философии; детально разработал новую философскую категорию «неизбежность» – в общей системе категорий детерминизма.

В 1996-2011 годах – вице-президент Академии педагогических наук Грузии.
С 1996 года по настоящее время – академик Академии философских наук Грузии.
С 2004 года по настоящее время – член Международного философско-космологического общества (Киев, Украина).

На протяжении своей научно-педагогической деятельности занимал ответственные должности в системе высшего образования, уделял большое внимание педагогической теории и практике: участвовал в создании пяти учебников и учебно-методических пособий по философии для студентов на грузинском, русском, болгарском языках, издал три лекционных курса по философии и социологии на русском и грузинском языках, а также опубликовал три книги для юношества: «Что такое новое и старое. Беседа для юношества» (Сухуми, 1976), «Учащаяся молодёжь в эпоху НТР» (Сухуми, 1989), «Современные проблемы высшего образования» (Тбилиси, 2011).

В художественной литературе – издал футурологический роман «Грузинская рапсодия» (Тбилиси, 2012) и четыре поэтических сборника («Космические элегии», Тбилиси, 1994, «Итоги», Тбилиси, 1998, «Постскриптум», Тбилиси, 2000, «Стихи разных лет», 2004, Тбилиси, 2004).

Научные публикации

Монографии

  1. Л.Г.Джахая. Классификация наук как философская и науко¬вед¬чес-кая проблема. Сухуми, «Алашара», 1969.
  2. Л.Г.Джахая. Что такое новое и старое. Беседа для юношества. Сухуми, «Алашара», 1976.
  3. Л.Г.Джахая. Наука и искусство. Тбилиси, «Хеловнеба», 1977.
  4. Л.Г.Джахая. Практическая ценность науковедения. Тбилиси, «Мецниереба», 1980.
  5. Л.Г.Джахая. Современная наука: проблемы и тенденции. «Сакартвело», Тбилиси, 1987.
  6. Л.Г.Джахая. Учащаяся молодежь в эпоху НТР. Сухуми, «Алашара», 1989.
  7. Л.Г.Джахая. Вакуум. Сухуми, «Алашара», 1990.
  8. Л.Г.Джахая. Наглядность в преподавании философии. Сухуми, ГИСХ, 1990.
  9. Л.Г.Джахая. Информационное общество. Тбилиси, «Мецниереба», 1996.
  10. Л.Г.Джахая. Философское миропонимание. Введение в научную философию. Тбилиси, «Универсал», 2003.
  11. Л.Г.Джахая. Введение в общую социологию (Основные понятия социологии). Тбилиси, «Универсал», 2005 (на грузинском языке).
  12. Л.Г.Джахая. Вакуум (Вакуумная теория вещества и поля). Издание второе, переработанное и дополненное. Тбилиси, «Универсал», 2008.
  13. Л.Г.Джахая. Современные проблемы высшего образования. Тбилиси, «Универсал», 2011.
  14. Л.Г.Джахая. Публицистика трагических лет. «Универсал», Тбилиси, 2012.

Под редакцией

  1. Современная научно-техническая революция и некоторые вопросы воспитания молодежи. Сухуми, «Алашара», 1975 (руководитель авторского коллектива, автор, на грузинском языке).
  2. Начала философии. Учебное пособие. Тбилиси, «Цхуми», 1993 (руководитель авторского коллектива, автор, ответственный редактор, на грузинском языке).
  3. Грузинские философы. С IV века до конца XX века. Справочник. Батуми, «Аджария», 2004 (коллектив авторов, соредактор, на грузинском языке).

Учебные пособия

  1. Основы методики преподавания философии. Москва, «Высшая школа», 1971 (коллектив авторов).
  2. Диалектическият материализъм (учебник на болгарс¬ком языке). София, издательство «Медицина и физ¬культура», 1983 (коллектив авторов).
  3. Методика публичного выступления. Сухуми, ГИСХ, 1986.
  4. Учащаяся молодежь в эпоху НТР. Сухуми, «Алашара», 1989.
  5. Курс лекций по философии. Сухуми, ГИСХ, 1990.
  6. Наглядность в преподавании философии. Сухуми, ГИСХ, 1990.
  7. Методика преподавания философии: проб¬лемы перестройки. Москва, «Высшая школа», 1991 (коллектив авторов).
  8. Начала философии. Учебное пособие. Тбилиси, «Цхуми», 1993 (руководитель авторского коллектива, автор, ответственный редактор, на грузинском языке).
  9. Введение в общую социологию (Основные понятия социологии). Тбилиси, «Универсал», 2005 (на грузинском языке).
  10. Современные проблемы высшего образования. Тбилиси, «Универсал», 2011, 3,5 п.л.

Статьи

Более 100 журнальных статей и столько же газетных – на грузинском, русском, английском, французском, болгарском, чешском, словацком, азербайджанском, абхазском языках. Особо следует отметить статью «К вопросу о диалектической логике» (журнал «Философские науки», Москва, 1990, № 12), которая вызвала оживлённую дискуссию в Интернете, многократно цитировалась и до сих пор сохраняет своё значение.

Награды

  • Золотая медаль – по окончании Сухумской 2-ой мужской средней школы имени А.С.Пушкина (1951 год).
  • Почётная Грамота Президиума Верховного Совета Абхазской АССР (Сухуми, 1967).
  • Медаль «За доблестный труд» (Сухуми, 1970 год).
  • Почётная Грамота Министерства высшего и среднего специального образования СССР «За заслуги в пропаганде достижений советской высшей школы за рубежом» (Москва, 1977 год).
  • Медаль Яна Амоса Коменского «За выдающуюся помощь в педагогическом процессе и при подготовке аспирантов» (Университет Коменского, Словакия, 1985).
  • Медаль Правительства Словакии «За заслуги в развитии просвещения» (1985).
  • Орден Союза чехословацко-советской дружбы (Чехословакия, 1986).
  • Указом Президиума Верховного Совета Абхазской АССР присвоено звание «Заслуженный работник культуры» (Сухуми, 1987).
  • Медаль «Ветеран труда» (Сухуми, 1992).
  • Указом Президента Грузии от 13 марта 2002 года награждён Медалью Чести.

Упоминания в справочниках и энциклопедиях

  1. Л.Г.Джахая в «Грузинской Советской Энциклопедии». Грузинская ССР. Тбилиси, 1981, С. 334, 217.
  2. Л.Г.Джахая в Энциклопедическом справочнике: «П.В.Алексеев. Философы России ХIХ-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды». Издание третье, переработанное и дополненное. Москва, 1999, С.249-250.
  3. Л.Г.Джахая в справочнике: «Грузинские философы. С IV века до конца XX века». Батуми, «Аджария», 2004, С.209-210 (на грузинском языке).
  4. Л.Г.Джахая в Википедии (ru).
  5. Л.Г.Джахая в «Международном справочнике по философии»
 


Конференции

    Магазин

    МФКО

    Информация

Философия образования

Космические путешествия

Эволюция Мира

Творчество о космосе
    Купить книги

Авторам

Оплата и доставка
    О проекте

Издания МФКО

Фотоотчеты

Рассылка

Обратная связь
    Новости

Научная библиотека

Художественная библиотека


Copyright © 2003-2017 Международное философско-космологическое общество