Потеря обязательного экземпляра

29 декабря 2013

Президентский указ «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации» от 9 декабря с.г., помимо прочих, ликвидировал также Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм (с передачей имущества ВГТРК) и Российскую книжную палату (с передачей имущества ИТАР-ТАСС), хотя ни Книжная палата, ни Гостелерадиофонд к СМИ никакого отношения не имеют.

Эксперты забили тревогу. По их мнению, ликвидация Российской книжной палаты может привести к непредсказуемым последствиям для отечественного книжного дела. На официальном сайте Российской книжной палаты опубликовано обращение, которое заканчивается словами: «До принятия нового законодательного акта доставка в РКП обязательных экземпляров печатных изданий всех типов и видов осуществляется в соответствии с действующей редакцией Закона «Об обязательном экземпляре документов». Там же все еще выражается надежда на «принятие разумного решения по сохранению палаты и ее коллектива для дальнейшего выполнения ее функций (во многом уникальных и для мировой практики), даже в рамках новой организационной структуры».

Очевидно, что в развитие президентского указа сейчас оперативно подготовят изменения в законодательство. Однако важно понимать опасность: такой указ может демонтировать работавшую на протяжении почти ста лет систему обязательного экземпляра. Даже три наши национальные библиотеки не смогут стать центрами национальной библиографии, тем более что в последние годы многие не считали нужным направлять свои книги в национальные библиотеки, а отсылать обязательные экземпляры в Книжную палату все были обязаны по закону. Книжная палата в отечественном культурном и языковом пространстве была стратегически важным центром, тем более что таких – собирающих – центров в нашей стране не так уж много. А Книжная палата была как раз таким – собирающим, системообразующим центром, который можно сравнить с замочным камнем в арке: вынь его – разваливается арка.

Книжная палата была не только получателем, хранителем, но также и распространителем обязательных экземпляров, то есть фактически она формировала фонды национальных библиотек, а также еще больше десятка крупнейших библиотек России. Нынешний указ может нанести непоправимый урон этой системе национальных библиотечных собраний. Кто-то уже указывает, что чуть ли не важнейший источник интереса в том, что главное здание Книжной палаты и ее хранилище находятся на Кремлевской набережной, однако же простым квартирным вопросом не хочется объяснять решение, которое может нанести непоправимый ущерб годами складывавшейся системе.

В таких случаях всегда ссылаются на зарубежный опыт. В Америке такого аналога нет, но схожие функции выполняет Библиотека Конгресса США, а вот во всех европейских странах похожие структуры и соответствующие законы сформировались на рубеже XIX–XX веков как важные депозитарии информации по всем направлениям, всех периодических изданий, в том числе региональных. Надо иметь в виду огромную территорию России, чтобы понять: деятельность книжной палаты не имела аналогов.

Коллекция Книжной палаты сегодня – это часть культурного наследия народов Российской Федерации. Обязательный экземпляр отнесен к Национальному библиотечному фонду, хранение которого точно не входит в полномочия ИТАР-ТАСС, у которого немало своих важных дел. В указе, конечно, не раскрываются подробности, детали – как будет, например, осуществляться сохранение уникальных функций, исполнявшихся Книжной палатой и Гостелерадиофондом. Самое безобидное, что может последовать теперь, – сокращение числа обязательных экземпляров, а значит, и стремительное сокращение в комплектовании крупнейших библиотек. Накануне Года культуры – неожиданный ход.

 

Источник:"Независимая газета"